Здравствуйте!

Здравствуйте!
Мы всегда рады видеть Вас в наших залах!
Твой путь - это твой выбор!

Каратэ-до Сётокан

Karatedo - Nippon Budokan Kagamibiraki 2011 
 

 
 
Shotokan Karate Do 
 




Интервью с Танакой Такэнори (Вице-президент
 
JKS, 8 Дан)


Э.Г.: Господин Танака, на сегодняшний день вы, пожалуй, самый «доступный» мастер японского каратэ такого ранга в нашей стране — ведь вы бываете в России до 10 раз в год и отдаёте массу времени популяризации здесь каратэ сётокай.
Т.T.: Возможно, это так. Действительно, начиная с 1992 года, я побывал в России 53 раза. И каждый раз, приезжая сюда, я не перестаю удивляться огромным переменам, идущими семимильными шагами.
Э.Г.: Вы были учеником знаменитого сэнсэя Накаяма Масатоси. Известно, что обучение в его додзё было крайне жестким. Каким вам запомнился вам ваш учитель?
Т.T.: Накаяма-сэнсэй запомнился мне как человек, заслуживающий большого уважения. Обучение в его додзё действительно было очень строгим, хотя и теоретически очень правильным и рациональным, особенно это касается обучения базовой технике — кихон, но когда Накаяма-сэнсэй выходил из зала и снимал каратэги, это был открытый, добрый и очень мягкий человек.
Э.Г.: Вы стояли у истоков создания JKS. Расскажите, какими основными принципами руководствуется эта организация.
T.T.: Конечной целью JKS является не победа в соревнованиях, а познание самой жизни посредством каратэ. Каратэ JKS — это каратэ для всех, что называется, от мала до велика. Для детей — это обучение элементарным правилам поведения и, естественно, физическая подготовка, для женщин — самооборона, для молодёжи — просто спорт, для пожилых — поддержание физической формы, а для инвалидов один из видов спорта, в котором они могут участвовать и не чувствовать себя обделенными.
Э.Г.: Известен случай, когда вы, выступая в роли организатора чемпионата мира по каратэ в 1991году, смогли за два дня собрать представителей из 42 стран. В чём секрет?
T.T.: Да, с 19 по 21 декабря 1991 года в Дубаи проходил чемпионат мира по каратэ, и я, по указанию сихана Асаи, занимался его подготовкой. И действительно, тогда мне удалось за три дня собрать спортсменов из 42 стран. Но никакого секрета в этом нет. Большую роль сыграл мировой авторитет сихана Асаи, а я просто занимался возложенными на меня обязанностями.
Э.Г.: Считаете ли вы, что уровень каратэ падает?
T.T.: Я не знаю, по каким критериям можно судить о том, что уровень каратэ падает. Наверное, можно назвать две причины. Первая — слишком большое количество соревнований. Это ведёт к тому, что спортсмены начинают готовиться к определенным соревнованиям и в своем запале забывают, для чего вообще занимаются каратэ. Они отходят от каратэ как вида будо и начинают заниматься им как видом спорта. В результате для поддержания уровня настоящего каратэ, для настоящих тренировок у спортсменов просто не остаётся ни сил, ни времени.
Наверное, есть и другая причина: в каратэ есть очень много приемов — вадза, но в спортивном каратэ используются самые элементарные из них. В этой связи, наверное, если судить с точки зрения традиционного каратэ, можно сказать, что уровень подготовки каратистов снижается. Но, на мой взгляд, в мире есть много прекрасных каратистов, которые просто не всегда могут выступать на соревнованиях.
Э.Г.: Хотелось бы узнать о вашем подходе к процессу обучения спортсменов. На что следует обращать внимание в первую очередь?
T.T.: Я считаю, что спортивное каратэ — это часть большого, настоящего каратэ. Что же касается моего подхода, то я стремлюсь теоретически обосновать базовую технику каратэ, а главную задачу вижу в духовном воспитании спортсменов.
Э.Г.: Кем из своих учеников вы гордитесь больше всего?
T.T.: В силу своего служебного положения я не могу назвать кого-то конкретно, у меня много отличных учеников.
Э.Г.: Вы являетесь почётным президентом Российской межрегиональной федерации каратэ Сётокай. Какие задачи вы ставите перед федерацией?
T.T.: Основная задача, стоящая перед федерацией, — развитие и укрепление её в России.
Э.Г.: Сейчас существует ряд организаций, которые используют в своём названии слова «каратэ сётокай». Как они связаны с JKS?
T.T.: Единственное, что нас всех связывает, — это техника каратэ, но сами организации совершенно разные. Единственным представителем JKS на территории России является Российская межрегиональная федерация каратэ Сётокай.
Э.Г.: Каков, на ваш взгляд, уровень подготовки российских спортсменов в сравнении с японскими?
T.T.: Я думаю, что уровень спортивного каратэ у нас практически одинаковый, но что касается боевого каратэ, то тут, наверное, пальму первенства можно отдать японской стороне.
Э.Г.: Сейчас очень многие российские каратисты обращаются к дзэн-буддизму. Как вы считаете, какое значение практика медитации имеет для занимающихся каратэ как боевым искусством?
T.T.: Для духовного развития значение медитации очень велико. Мне хотелось бы сказать об этом несколько слов. Обычно дзэнская медитация — это медитация в покое. Когда занимающиеся каратэ приходят в зал, они садятся на краю татами в линию и отключаются от той жизни, из которой они приходят. Перед ними только каратэ — чистая философия в движении, без условностей и званий, которые существуют вне додзё. Затем в сознании, в котором нет ничего, кроме пустоты, наполненной правильными движениями, занимающийся учится подавлять свои эмоции и желания. На мой взгляд, каратэдо — это дзэнская медитация в движении, потому что во время тренировки человек отключается от всего мира, ни о чём не думая.
Э.Г.: Какова ваша личная позиция в отношении изучения ката?
T.T.: Ката — это составляющая каратэ, без неё никуда не деться, потому что ката — это и есть основа, кихон. А кихон — основа кумитэ. Именно ката необходимы для обучения каратэ спортсменов.
Э.Г.: Какими боевыми искусствами, помимо каратэ, вы ещё занимались?
T.T.: С 12-ти до 15-ти лет я занимался дзюдо и кэндо, но больших успехов не достиг.
Э.Г.: Какое самое яркое воспоминание осталось у вас от ваших спортивных выступлений?
T.T.: Трудно ответить на этот вопрос сразу. Я вспоминаю 1967 год, когда на всестилевом чемпионате Японии по версии Всеяпонской федерации каратэ (JKF) я был признан одним из лучших 8-ми каратистов.
В то время каратэ ещё не получило широкого распространения в мире, и правила ещё не устоялись. Поэтому иногда приходилось без отдыха биться с тремя противниками подряд. И лишь в том случае, если удалось устоять, можно было одержать победу. Это была очень трудная задача, и чемпионаты тех лет были очень реалистичны. Только после того чемпионата в правила включили понятие «хансоку» — «нарушение правил».
Э.Г.: Как вы тренируетесь в настоящее время?
T.T.: Сейчас я тренируюсь два раза в неделю, по вторникам и пятницам, в течение сорока минут. Мне этого хватает, чтобы не потерять форму.
Э.Г.: Как вам удаётся поддерживать высокий психологический тонус при такой активной общественной деятельности и при сне 3–4 часа в сутки?
T.T.: Наверное, это умение выработалось в детстве. Я сам не в состоянии ответить на этот вопрос, но я действительно могу за очень короткое время прекрасно отдохнуть, и в мои 62 года при артериальном давлении 120 на 80 мне хватает 3-4 часа в сутки, чтобы нормально отдохнуть и заняться дальнейшей работой. Конечно, очень многое зависит от питания. В основе моего рациона — рыба, я стараюсь не есть масло, сахар — не добавляю его ни в чай, ни в кофе.
Э.Г.: Какое качество в людях вы цените больше всего?
T.T.: Я уважаю тех, кто много трудится, кто старается не останавливаться на достигнутом, не бросать дела на пол пути и всегда идёт вперёд. Старание — самое главное качество, которое я ценю в людях.
Э.Г.: Большое спасибо.





Авторские права: журнал "Додзё"












Гроза Тэтсухико Асаи
[ Скотт Лэнгли (перевод статьи из японского журнала "Каратэдо") ]

 Каратэ Сэнсэя Асаи отличается!

Тем не менее, читатель должен понять это правильно. Сэнсэй Асаи создает каратэ, чьи стандарты люди обсуждают по всему миру. Однако для Сэнсэя Асаи всё это в прошлом. Чтобы понять это, давайте рассмотрим исследования Сэнсэя Асаи на протяжении всей его жизни. Он занимался каратэ в знаменитом клубе Университета Такусёку. У него также было немало успехов на соревнованиях, включая победу на 5-ом Чемпионате Японии по каратэ JKA, где он стал абсолютным Чемпионом: как в ката, так и в кумитэ. После этих успехов он отправился обучать сотни тысяч учеников по всему миру, становясь героем традиционного каратэ. Это традиционное каратэ стало фундаментом для его дальнейших исследований. В то время как Сэнсэй Асаи путешествовал по миру, он приобрел колоссальный опыт из других боевых систем, которые позволили ему построить фундамент и создать свой личный, неповторимый стиль. Он старался сделать своё тело гибким подобно стволу ивы, чтобы повысить эффективность своего стиля. Однако он понял, что для повышения уровня своего каратэ необходимо развивать не только туловище, но также голову, руки и ноги. Благодаря развитию каждой части тела его техника стала молниеносной, как «гроза». Развивайте туловище, руки и ноги по отдельности, и тогда вашему противнику будет гораздо труднее увидеть приближение атаки. Сочетайте это с молниеносной скоростью Сэнсэя Асаи, и это сделает вашу комбинацию смертоносной. Эта специальная тренировка позволила Сэнсэю Асаи увеличить силу до такого уровня, что многие люди подумали бы о нем, как о сверхчеловеке. Однако эти техники нельзя отнести к сётокан-рю; они из каратэ стиля Асаи. Поэтому, начиная с этого пункта, мы бы хотели, чтобы читатель откинул все свои прежние концепции о том, что же такое каратэ. Только при этом условии вы сможете изучить каратэ Сэнсэя Асаи.
 
История Сэнсэя Асаи

 
Учитель Асаи провёл почти всю свою жизнь в поисках пути. Его путь в каратэ был похож на «Грозу». Однажды он сказал: «Люди должны забыть обо всём и целиком окунуться в то, чего они хотят добиться. Однако не каждый человек сможет понять такой способ мышления или находиться в таких условиях. Тем не менее, именно это наиболее важно для успеха».
На самом деле Сэнсэю Асаи не свойственно говорить много. Однако если вы посмотрите ему в глаза, вы сможете понять глубину его знаний: орлиные глаза, проникающие внутрь, отражают невероятную безжалостность его тренировок. Уже давно люди боятся каратэ Сэнсэя Асаи. Они часто удивляются его прыгучести, которая проявляется в способности достичь невероятной высоты практически из любого положения.
Сэнсэй Асаи родился в 1935 году на о. Сикоку, что в префектуре Эхиме, Япония. Позже он стал всемирно известным каратистом. Асаи Сэнсэй был старшим сыном в семье полицейского. Он рос в деревне, становясь очень сильным, быстрым и энергичным юношей. Будучи мальчишкой, он часто занимался сумо, иногда участвовал в традиционных соревнованиях и всегда выигрывал. Он также был чемпионом в беге и получил прозвище «Утренний Экспресс», потому что он бегал, как скоростной поезд.
У своего отца он учился дзюдо, кендо и владению копьём. Даже в молодые годы его атлетическая способность была легко узнаваема. После броска Сэнсэй Асаи всегда приземлялся на ноги.
Однако ключевое событие в жизни Сэнсэя Асаи произошло, когда ему было 12 лет. Однажды он увидел настоящий поединок между боксёром и каратистом. Для него было не так важно, кто победит в этом поединке. Тем не менее, в памяти молодого Асаи навсегда осталось впечатление, как каратист ударом ноги вывел из строя своего противника для будущей атаки. Так образ каратэ навсегда оставили след в его сознании. Это случилось сразу по окончании Второй мировой войны, когда общество сильно беспокоилось о своём будущем. Люди уже не знали, где истина, а где ложь; драки и кражи были частыми явлениями. Сэнсэй Асаи захотел стать сильным как физически, так и умственно. Итак, он начал заниматься каратэ.
Следующее значительное событие в жизни Сэнсэя Асаи произошло, когда он шёл в школу со своим другом. Они проходили мимо школы и заметили человека в доги, занимающегося каратэ. Сэнсэй Асаи был потрясён его силой. Он подумал, что этот человек сильнее его, а его друг сказал: «А, он из клуба каратэ Университета Такусёку». С тех пор Сэнсэй Асаи думал лишь о том, как бы поступить в Университет Такусёку, чтобы тренироваться с их командой по каратэ. Он решил взяться за учебу и, несмотря на ненависть к ней, спустя 6 месяцев прошёл вступительный экзамен и поступил в Такусёку. Такусёку выдвинул на первый план его большое стремление. Далеко не каждый может выдержать такой путь. Сэнсэй Асаи был одним из 150 человек, что стали изучать каратэ в клубе, но уже в течение месяца почти никого не осталось. Учеба мало доставляла удовольствие, а тренировки нельзя было назвать счастьем; тем не менее, Сэнсэй Асаи упорно продолжал заниматься и вскоре он был допущен к проживанию в общежитии для каратистов. Это было большой честью быть допущенным жить здесь, поскольку все известные мастера сётокан тренировались в Такусёку. Сэнсэй Асаи, несмотря на трудности, был счастлив, что у него появился шанс стать действительно сильным, и другие удивлялись ему, потому что он не тренировался только во время еды и сна.
Сэнсэй Асаи закончил обучение в 1958 году, и Сэнсэй Накаяма настоял на том, чтобы тот продолжил занятия каратэ. На самом деле Сэнсэй Накаяма шутя сказал ему, что тот ничего не может делать кроме каратэ. Поэтому Сэнсэй Асаи поступил на инструкторские курсы JKA (кэншусэй). Это был золотой век JKA с большим разнообразием сильных и необыкновенных личностей. Он имел возможность тренироваться с этими людьми ежедневно, и это окончательно закрепило его решение следовать пути каратэ на протяжении всей своей жизни. За эти упорные тренировки он был достойно вознаграждён: в 1961 году на глазах у кронпринца — наследника престола Японии — Сэнсэй Асаи стал абсолютным чемпионом JKA (как в ката, так и в кумитэ), одержав победу над фаворитами: Сэнсэем Миками и Сэнсэем Шираи.


Часть 1
Тайвань: вызов сильнейшему боевому искусству



Гавайи 1962 (левая фотография) Техника Сэнсэя Асаи уже стала немного отличаться благодаря тому факту, что он путешествовал по многим странам и изучал множество техник, позволивших ему развить своё тело и стиль. Однажды они стали частью арсенала его техник, он ввёл их в каратэ как каратэ стиля Асаи. Дубай (правая фотография) Вместе с наследником престола Объединённых Арабских Эмиратов.

Сэнсэй Асаи был первым, кто принес каратэ на о. Тайвань. И поскольку корни каратэ определенно основаны на китайском Кэмпо, каратэ не было принято на о. Тайвань в то время. Учитель Асаи непрестанно сталкивался лицом к лицу в поединках с мастерами других боевых искусств, и они доставляли ему много беспокойств. Причина заключалась в том, что если б он каждый раз побеждал, то все бы стали ненавидеть каратэ, а если б проигрывал, то каждый стал бы считать каратэ слабым. Однако он не мог проиграть нарочно, и поэтому, когда его соперник твёрдо решался драться, Сэнсэй Асаи демонстрировал свои необычайные возможности, но он никогда не причинял какого-либо серьезного или постоянного ущерба противнику. Поэтому он успешно ходил по политическому канату. Он способствовал развитию каратэ на Тайване, часто демонстрируя своё искусство на телевидении. Во время этих трансляций люди собирались на улицах возле ресторанов и магазинов, так как телевидение в то время было малодоступным.
Однажды г-н Лин — старший инструктор кун-фу (стиль журавля) на Тайване — пригласил Сэнсэя Асаи на обед. Ассистент г-на Лин был братом жены Сэнсэя Асаи. Г-н Лин был очень сердечным, мягким и вежливым человеком. Однако в разгаре беседы произошло непредвиденное событие. Г-н Лин под действием алкоголя стал очень враждебным по отношению к Сэнсэю Асаи: его глаза жаждали крови. В тот момент г-н Лин агрессивно атаковал Сэнсэя Асаи. Он часто кричал «киай», и в результате чего на его лице мгновенно вздулись вены. Тем не менее, Сэнсэй Асаи быстро отразил и нейтрализовал атаку г-на Лин: ни одна из его атак не достигла цели. Все это время Сэнсэй хранил спокойствие, постоянно улыбался, держа одну из рук в кармане и обороняясь другой. Г-н Лин продолжал тестировать защиту Сэнсэя Асаи, но, в конечном счете, он осознал тщетность всех своих усилий и сдался, немедленно вернувшись в образ непринужденного и счастливого человека. Позже г-н Лин объяснил причину, по которой он атаковал Асаи: он хотел проверить, сможет ли он научить чему-то его старших учеников, которые занимались кун-фу более 20 лет.
Если бы Учитель Асаи оказался слабым, г-н Лин покалечил бы его. Однако г-н Лин, которому было 60 лет, сказал, что не встречал кого-либо, кто смог бы отразить его атаки, и он был очень удивлен тому, что настолько молодой человек (Сэнсэю Асаи тогда было 26 лет) может обладать такой мощью. После чего вечеринка беззаботно продолжалась до утра. Также г-н Лин настоял на том, чтобы все его ученики изучали каратэ в додзё Сэнсэя Асаи. После той вечеринки, продолжавшейся до утра, г-н Лин настоял на том, чтобы все его студенты занимались каратэ с Сэнсэем Асаи. Эта рекомендация очень помогала: поединки с Сэнсэем Асаи стали редкими, и тайваньское общество боевых искусств стало открытым для него.
Добившись таких успехов, Сэнсэй Асаи отправился на Гавайи, где он продолжил преподавать каратэ. Он также путешествовал по всему миру, доводя до сотен тысяч человек своё видение каратэ. Наконец он вернулся в Японию, чтобы стать техническим директором JKA.
В 2000 году Сэнсэй Асаи учредил некоммерческую организацию JKS как путь для дальнейшего развития каратэ. Он сфокусировался не только на техническом, но и на духовном развитии. Он верит в необходимость духовного развития, ведь это путь к доброте и уважению других людей. Кроме того, он создал каратэ для инвалидов-колясочников как способ для вовлечения в каратэ всех людей независимо от каких-либо препятствий. Он верит, что благодаря этому помощь обществу и духовное развитие будут равноценными для всех, а не только для талантливых и физически развитых людей. И по-прежнему, спустя 50 лет тренировок, Сэнсэй Асаи прилагает все усилия, чтобы добиться совершенства своего каратэ. Ежедневно — 365 дней в году — он просыпается в 5 часов утра и усердно тренируется по два с половиной часа. «Возможно, люди думают, что это тяжелая работа, но для меня это естественно. Самообучение — это способ, при помощи которого я проталкиваю себя вперед до предела и изучаю нововведения моего личного каратэ. День, когда прекратится мое духовное и техническое совершенствование в каратэ, настанет, когда я уйду из этой жизни. Вот почему спустя 10 лет я стану еще лучше, чем сейчас. Поэтому ежедневно я должен продолжать заниматься как ученик». Сэнсэй Асаи видит эти тренировки естественной частью своей жизни, и это качество выделяет его из большинства. Развитие его каратэ, возможно, подобно пуле: постоянное увеличение скорости. Постоянная тренировка предельно важна. Также он сказал: «Важно создать свои собственные тренировочные методы, совпадающие с вашим физическим уровнем. Ежедневно мы должны улучшать наши сегодняшние методы, делая их совершеннее вчерашних, а завтрашние — совершеннее сегодняшних». Это истинный дух каратиста.

Часть 2
Гроза Сэнсэя Асаи




Секрет каратэ Сэнсэя Асаи — в его разработанных суставах. Он считает, что мы должны использовать наши суставы как можно больше. Если мы следуем этому принципу, наше каратэ навсегда изменится. Проблема заключается в том, что, когда люди стареют, снижается скорость их мышц; поэтому их скорость и мощь также убывают. Это естественный процесс, который происходит со всеми людьми, как только они становятся старше. Тем не менее, Сэнсэй Асаи обратил этот процесс вспять благодаря внедрению новых техник и тренировочных методов, которые разработал он лично. Сила суставов гораздо важнее силы мышц. Разрешите мне дать характеристику техники Сэнсэя Асаи. Он говорит: «Очень важно использовать суставы. Я могу свободно использовать свои суставы из любого положения и любым способом, каким бы ни пожелал, чтобы встретить любую атаку. Ниже приведены вопросы Сэнсэю Асаи и его ответы на них.
— Асаи Сэнсэй, что такое сустав?
— Ответ прост: сустав — это механизм, который вращается; и это вращение позволяет мышцам сокращаться и расслабляться.
— А так мы можем применить эту технику «щелкающего» сустава?
— Возьмем, к примеру, простейшую технику каратэ — прямой удар рукой. Большинство людей концентрируются только на силе, направленной прямо. Однако мы должны концентрироваться на плече и предплечье, чтобы выбросить и ввернуть удар вперед. Прямое движение становится вторичным отношению к вворачивающейся и проникающей внутрь силе плеча и предплечья (см. рисунки 1-a и 1-b).
Давайте представим себе конструкцию нунчаку. Нунчаку состоит из двух деревяшек, соединенных веревкой или цепочкой, и не имеет мышц. Однако когда одна из конечностей зафиксирована, эта слабая верёвка выхлёстывает другую конечность вперёд, производя очень мощный удар. Но что делает эту конструкцию настолько сильной?
На рисунке 1-c легко видеть, что нунчаку используется, как кнут. Это «хлесткое движение» нунчаку способно генерировать неимоверную энергию. Держа один конец в руке, махните другим концом и немедленно верните его обратно. Тогда свободная часть нунчаку достигнет цели подобно кнуту, войдет в контакт с ней и нанесет существенное повреждение. То же самое можно наблюдать в кендо. Когда мастер кендо атакует противника при помощи шинаи (бамбуковый тренировочный меч), он не напрягает мышцы для увеличения силы удара, а только расслабляется и дает энергии высвободиться, достигая цели хлесткими ударами. Новичок, напротив, держит шинаи с напряжением; в итоге уменьшается сила и нарушается устойчивость, что делает его неспособным к использованию в технике «снэпа» (от англ. snap — щелчок).
Асаи Сэнсэй открыл этот способ генерирования энергии, когда изучал китайское искусство владения девятисекционным хлыстом (см. рисунок 1-d).
Таким образом, будь то техника нунчаку, кендо или каратэ, мы должны использовать технику щелчка, как кнут. Без хлёсткого действия сила и скорость будут меньше. Поэтому чем больше суставов вовлечено в удар, тем большая сила генерируется в момент контакта с целью. Этой техникой могут эффективно пользоваться даже старые или слабые люди, так как именно суставы определяют все движения.
Сэнсэй Асаи далее говорит следующее: «Поэтому, смягчая и разрабатывая наши суставы, а также, занимаясь применением этих суставов, каждый сможет понять полную амплитуду движения. Увеличивая эту амплитуду во время тренировок, каждый сможет использовать хлесткое движение в своей технике каратэ. Поэтому сила суставов вместе с силой спины, которая заключается в вашей способности наклониться, скрутиться и повернуться в любом направлении, а также сила ног и бедер помогут вам достичь максимальной силы удара».
Техника Сэнсэя Асаи сегодня гораздо более эффективна, чем в молодые годы, поскольку теперь он полагается не только на одни мышцы.
Автор этой статьи попросил Сэнсэя Асаи показать эту технику на нем. Когда тот нанес очень мягкий удар, автор почувствовал острую боль, большую, чем от ножевого ранения. Девятисекционный хлыст, как, вообще говоря, и руку человека, можно использовать как для прямой, так и для круговой атаки (вокруг чего-то).


Часть 3
Тренировочные методы: делаем связки мягче



















  Сэнсэй Асаи дает следующее определение, почему необходимо делать связки мягкими и способными выполнять технические действия подобно девятисекционному хлысту. Он говорит, что, прежде всего, мы должны научиться напрягать и расслаблять суставы, связки и мышцы. И еще: способ тренировки определяет способность к атаке и самообороне; разработанные суставы в дальнейшем будут определять вашу боеспособность. Наиболее важно разрабатывать плечи, талию, бедра, голени, лодыжки, грудь и позвоночник. Не менее важно использовать все их вместе, как девятисекционный хлыст. Этот тренировочный метод Сэнсэй Асаи называет «дзю-дзин-хо», что можно перевести как смягчение связок.
1) Растяжка
2) Расслабление
3) Движение (повороты)
Разрешите мне рассмотреть эти вопросы более подробно.
1) Растяжка Сэнсэя Асаи в основном состоит не только из последовательного чередования напряжения и расслабления связок, но также из воображаемого применения напряженных и расслабленных связок в действии.
2) Расслабление в основном заключается в энергообмене между внутренней и внешней средами благодаря дыханию; мы должны вообразить себе этот процесс, чтобы тренировать связки. Если вы не используете этот тренировочный метод, вы тренируете лишь форму, а не силу движения. Взгляните на 1~4 фотографии (рис. 2): вытолкните свою энергию изнутри наружу, затем потянитесь и почувствуйте приток энергии в ваше тело. Каждый раз, выпрямляя руки в локтях, делайте глубокий вдох; при этом растягиваются связки.
3) Эти повороты также помогут вашим связкам. Чтобы выполнить это движение, используйте лодыжки, поясничный, грудной и шейный отделы позвоночника как оси вращения. Это тренировка позволит раскрепощать и фиксировать ваши суставы. Взгляните на 5~8 фотографии (рис. 2): в зависимости от того, которой из осей вращения вы уделяете больше внимания, движение будет немного меняться. Фотографии 9~11 (рис. 2): в этом упражнении используется как движение, так и вращение. Мы можем использовать все наши суставы, вращая их вокруг своих осей различными способами: например, открывая и закрывая, описывая окружности, сгибая и разгибая (в зависимости от типа растягивающего упражнения и от того, какой именно сустав вы растягиваете в это время). Например, рассмотрим тренировку плечевого сустава. Пожалуйста, имейте в виду: если у вас закрепощенные плечи, то кулак движется очень медленно, а значит, вся сила остается в вашем плече и не достигает цели. Именно поэтому очень важно раскрепостить плечи, сделать их более мягкими; при этом не менее важно держать голову прямо и вытягивать шею вверх, чтобы не сдавливать суставы. А теперь посмотрите на схему растяжки плеч (рис. 3). Эти тренировочные методы для связок плеча разработал Сэнсэй Асаи. Можете ли вы добиться сильного удара плечом, не используя все тело (см. фото 12)? Я думаю, у большинства людей плечи закрепощены, и поэтому удар окажется слабым. По этой причине я расскажу вам о тренировочном методе Сэнсэя Асаи (см. фото 13~15): когда работаете над этой техникой, не думайте о теле — просто используйте плечо и ключицу. Это приведёт к очень сильной атаке.
Как только вы научитесь использовать ваше плечо должным образом, рука будет естественно «щелкать» в локте за счет мышц спины, что позволит вашей атаке обвиться вокруг атаки противника.
Посмотрите на фото 16~17, а затем на фото 18~19. Здесь ваша рука должна быть использована, как девятисекционный хлыст. Несмотря на то, что ваш противник сможет попытаться блокировать атаку, ваша рука хлестко ударит его сзади по шее. Атака хайто по затылку также очень эффективна. Эту идею можно также использовать при выполнении защитных действий. Когда выполняете блок, не останавливайте его в определённой точке; вы должны пробить насквозь и блокировать с высокой амплитудой, при этом раскрыть оборону противника и, управляя его техникой, одновременно атаковать. Фото 20~22 показывает движение, при помощи которого можно легко добиться мягкого «щелка» с передачей силы от плеча к предплечью без потери энергии. Если мы занимаемся этим упражнением во всех направлениях (вверх, вниз, внутрь, наружу, вправо, влево), мы сможем справиться с соперником в любой ситуации из любого положения.
А теперь, когда мы уже позанимались этими упражнениями, перейдем к следующему упражнению (см. фото 23~25). Эти фотографии наглядно демонстрируют, как два движения — блок и контратака — сливаются в одно. Не стоит разбивать его на две части; необходимо мгновенно перейти от защиты к контратаке.

 
Хлёсткое движение ногой



















    А теперь представьте себе ноги, работающие по тому же принципу, с такой же мягкостью, как и руки. Как и рука, нога также может быть использована, как хлыст. Если мы взглянем на фото 26, то увидим, что это не просто круговое движение ногой: все суставы ноги используется, как в китайском девятисекционном хлысте. Используя тело по этому принципу, удар ногой может быть нанесен разными способами. Например, на фото 27~29 изображены последовательные блок и атака в колено. Здесь нет отдергивания ноги назад; только единое и плавное движение. Так же как и рука, нога может обвиться вокруг руки или ноги атакующего противника.
Учитель Асаи способен ударить ногой с близкой дистанции. Это достигается благодаря подвижности суставов и мягкой технике. В обычном каратэ большинство людей думают только о том, как бы закрепить суставы во время удара ногой.
На фото 30~31 изображена техника идори — удар ногой из положения сидя. Эта техника самообороны объединила в себе идеи девятисекционного хлыста и технику каратэ. Она может быть выполнена только в том случае, если ваши суставы достаточно гибкие и раскрепощенные.
На фото 32~33 показан блок гэдан укэ. К сожалению, фотографии не могут показать и охарактеризовать всю мягкость и непрерывность этой техники. Тем не менее, каждый должен помнить, что это не просто блокирующая техника. Каждый должен приспособиться к движениям противника, чтобы блок мог стать атакой в любое время (фото 34~35). Мы должны уметь мгновенно принимать решение, какую именно технику использовать против своего оппонента.
Сэнсэй Асаи говорит: «Пожалуйста, будьте внимательны и осторожны, когда занимаетесь этими упражнениями. Совершенствуйте свое мастерство шаг за шагом. Вы должны дать своему телу время привыкнуть к этой технике, изучить ее. Как вы уже успели заметить, эта техника разбита на множество частей. Отрабатывайте эту технику по частям в определенном порядке, и тогда ваше тело сможет естественно и непринужденно выполнять каждую часть техники по отдельности. Затем объедините все эти части в одну технику, чтобы получить максимальную скорость движения. Если вы с самого начала будете пытаться сделать его с максимальной скоростью, вы можете получить серьезную травму, поскольку вы не дали своему телу изучить все надлежащие углы движений, требуемые для каждого шага, составляющего эту технику».
Идеи, изложенные выше, — для новичков. Сэнсэй Асаи работает над гораздо более продвинутыми и сложными техниками. Если каратист (с любой квалификацией), впервые пытающийся освоить этот метод, сможет «схватить» хотя бы 30% изложенного выше материала, автор верит, что это настоящее достижение.



Жизненно важные точки (кушо) и закалка кистей рук (тэссашо)




















Кушо — это способность нанести удар по противнику, который «выключит» его на определенное время после атаки. Это время определяется техникой.
Тэссашо — это усиление или закалка кистей рук при помощи различных материалов. Наиболее известный из используемых материалов — железный песок.
Используя технику тэнкэцу дзюцу, не важно, насколько силен ваш противник; легким прикосновением он будет поражён.



Что такое тэнкэцу дзюцу?


Техника Сэнсэя Асаи очень глубока. Один из примеров глубины его знаний — понимание и применение тэнкэцу дзюцу. Тэнкэцу дзюцу — это техники атаки акупунктурных (биологически активных) точек тела человека. В Китае эти точки использовались для применения в боевых искусствах, Цигун и традиционной медицине. Тем не менее, представители медицины знают не обо всех точках, которые используются в каратэ. Точки, которые могут быть использованы для оздоровления, могут также быть использованы для разрушения организма. В боевых искусствах, атакуя жизненно важные точки, можно вызвать ослабление, онемение, а также причинить боль противнику. Чтоб понять эту технику, Сэнсэй Асаи вынужден был путешествовать по всему Китаю, и ему улыбнулась удача, когда он прикоснулся к этим знаниям. Этим техникам не учат открыто из-за их опасного действия, тем не менее, мы попросили Сэнсэя Асаи дать нам специальное введение в эти техники и их объяснение. В теле человека всего 365 суставов, 72 точки, вызывающие паралич, и 36 точек, вызывающих смерть. В дополнение к этому вы должны знать, что кровь и энергия «чи» циркулируют в теле. После того, как это сказано, я могу дать вам введение в эту технику. Если вы атакуете противника свом пальцем в определенную точку в определенное время суток, может остановиться циркуляция как крови, так и энергии, что вызывает паралич или смерть противника. С давних времён своего существования человек имел естественный биоритм. Каждый человек просыпается с утра, спит ночью и ест, когда голоден. В зависимости от времени суток циркуляция крови может меняться. Поэтому когда вы атакуете определенную точку в определенное время с определенным воздействием на нее, вы сбиваете и путаете естественный ритм человека. И тогда получается, что вы просто «выключаете» ритм тела, разрушая его. Зона вокруг биологически активной точки может испытывать различные симптомы, включая болезненность, оцепенение, паралич или потерю контроля. Результат атаки зависит от ее потенциала.
К несчастью некоторых людей, в том числе и участников соревнований по боевым искусствам, этот тип атаки может произойти во время обычного тренировочного процесса или соревнований, приведя к смертельному исходу без умысла виновного. С немедицинской точки зрения это происходит вследствие того, что спортсмен получил удар в определенную точку тела в определенное время суток, что и вызвало естественный сбив циркуляции крови и энергии «чи». Эти жизненно важные точки также опасны на протяжении всего дня, хотя их эффект ограничен. Это может случиться с любым человеком во время прогулки, случайно поскользнувшимся и упавшим, задев при этом определенную точку в определенное время, что сделает его неспособным двигаться. Кроме того, в противоположность тому есть теория, при помощи которой можно лечить травмы.
Тем не менее, очень важно указать, что изучение тэнкэцу дзюцу может быть очень опасным. В прошлом эти знания хранились в строжайшем секрете, и лишь немногие были допущены к ним. Само название тэнкэцу дзюцу часто изменялось для поддержания секретности.

Для того чтобы приступить к изучению тэнкецу дзюцу, необходимо знать следующие пункты.

1. Каждый должен знать расположение акупунктурных точек, а также органы, около которых они расположены.
2. Каждый должен знать пути циркуляции крови и энергии «чи», а также биоритмы.
3. Каждый должен знать теорию тэнкэцу дзюцу.
4. Каждый должен изучить технику ударов пальцами.
5. Каждый должен практиковать атаки по акупунктурным точкам.
6. Каждый должен тренировать точность; вы должны уметь поразить точку движущегося противника в темноте.
7. Каждый должен уметь атаковать с дальней дистанции.
8. Каждый должен изучить, как атаковать, даже когда очертания противника не ясны или когда что-либо располагается между вами и противником.

Конечно, даже если ваш противник двигается в темноте, вы должны уметь найти любую точку. Используя лишь одни глаза, это было бы довольно сложно; поэтому каждый должен использовать все свои чувства для поиска цели. Чтобы совершенствовать это, Сэнсэй Асаи изготовил манекен человека реальных размеров, указав на нём все жизненно важные точки. Пользуясь этим манекеном, он мог заниматься тэнкэцу дзюцу с различных углов и различных положений, используя не только глаза, но и все сознание целиком. К тому же он использовал кратчайшие и скорейшие пути для поражения цели. Во время показательных выступлений Сэнсэй Асаи не поражает эти точки: вместо этого он атакует определенные участки мышц. Если, выполняя технику тэнкэцу дзюцу на противнике, вы используете лишь один палец (иппонкэн), то в конечно счете вы можете повредить его. Поэтому для максимальной эффективности атаки пальцем необходимо выждать момент, когда противник наиболее слаб, и тогда вам не понадобится слишком сильный удар — вы достигнете максимального эффекта при минимальных затратах энергии.
Например, вероятно, вы заметили, что на вдохе ваш соперник слаб. Вы же должны выдыхать во время атаки. Поэтому, атакуя противника в момент его выдоха, от вас требуется меньше силы и мощности, а эффект будет максимальным.
Диаметр акупунктурных точек составляет около 4 мм. Во время атаки по жизненно важным точкам необходимо не просто бить; в момент контакта с целью важно поворачивать палец на 45 градусов по часовой стрелке или вибрировать им. В зависимости от атакуемой точки и желаемого результата используются различные техники: сильные или слабые, проникающие или поверхностные.
Сэнсэй Асаи говорит, что можно атаковать не только эти точки, но также и соединяющие их пути. Центр переднего отдела тела называется «ниньяку», а заднего — «токуньяку». Используя внешнее ребро ладони и внутреннюю сторону предплечья, мы можем перекрыть циркуляцию крови и энергии «чи». Техника тэнкэцу дзюцу основана на том, что в теле человека постоянно циркулирует энергия «чи»: в центр переднего отдела тела впадает путь «ниньяку», а в центр заднего отдела — «токуньяку». Поразив эти пути, довольно просто остановить биоритмы и циркуляцию энергии противника. Это может быть проделано при помощи шуто (рубящим движением внешним ребром открытой ладони).



Как сделать «железный кулак»?


Вернемся к п. 8: необходимо так натренировать свои руки и пальцы, чтобы стало возможным атаковать сквозь разные вещи. Это называется тэсашо. Прежде чем начать изучать тэнкэцу, необходимо закалить разные части тела (например, пальцы).
Эта идея берет начало с тех времен, когда «кулак должен был проломить череп тигра, ребро кисти сломать шею быка».
Асаи сэнсэй считает, что это слишком, тем не менее, он сам способен сломать пальцем металлический брусок. Поэтому использование закаленных участков тела для нанесения атак по 36-ти жизненно важным точкам действительно смертельно.


Способы тренировки тэсашо



Основной способ тренировки тэсашо очень похож на тренировку с макиварой. Тем не менее, в китайском кэмпо в зависимости от стиля существует множество методик. Кто-то набивал руки в емкостях размером с кулак, кто-то — в больших корзинах. Наполнителем могут быть различные материалы, но обычно начинают с песка и продолжают зелеными бобами, металлической дробью, и даже китайскими целебными травами для укрепления рук. Формула целебных трав хранится в строжайшем секрете, поэтому ее практически невозможно вывести из Китая, и сэнсэй Асаи вынужден использовать другие методы. Одним из наиболее важных факторов в тэсашо является принятие мер осторожности: необходимо заботиться о своих руках после тренировки; лучшая защита — китайская мазь из целебных трав. Когда вы молоды, у вас хорошая циркуляция, поэтому ваши руки заживают быстро; однако с возрастом циркуляция замедляется, и для ее восстановления в тренируемой области использование мази является жизненно необходимым.
В противном случае это приведет к недостатку циркуляции и появлению чувства холода и онемения в соответствующих областях. Когда сэнсэй Асаи был молод, он не пользовался мазью, и это привело к проблемам со зрением. Когда его китайский друг узнал об этих проблемах, то спросил, почему тот не заботится о своем здоровье, и предложил мазь в качестве подарка. С тех пор каждый раз после тренировки сэнсэй Асаи пользуется этой заживляющей ушибы мазью, которая содержит более 50 китайских целебных трав. Асаи сэнсэй считает, что в занятиях важна постепенность; другими словами, нужно начинать с небольших негрубых материалов, медленно увеличивая размер и жесткость: сначала песок, потом рис, затем бобы, и только потом можно перейти к металлической дроби. На о. Тайвань люди после многих лет тренировок используют в качестве цели длинные стебли бамбука, расположенные на стене. Учитель Асаи также рекомендует читателям начать набивать руки с различных углов о свои ноги. Это позволит развить в то же время развить ноги. Поначалу рука будет испытывать небольшую боль, и пальцы станут мягче. Ладонь очень чувствительна и содержит много суставов. Необходимо развивать ее силу для использования в качестве оружия. Также необходимо знать, как поразжать цель, иначе можно повредить ударную часть. При ударе нетренированной частью по жесткому предмету вы непременно поранитесь. Необходимо понимать для достижения результата необходимо правильно тренироваться долгое время, и только после 6 месяцев занятий можно наблюдать какой-то эффект. Однако для превращения кулака в настоящее оружие необходимо тренироваться многие годы.


Часть 4
Техника



Техника сэнсэя Асаи не имеет начала и конца, она может быть использована в любое время и в любой ситуации. Он считает, что в настоящих боевых искусствах нет украшений и лишних движений. Необходимо поразить цель всего одной решительной атакой, и если не получилось, то завершить дело второй. Соперники Асаи не видят его атаки, а замечают лишь ее стремительность. Невозможно предугадать, когда и откуда придёт его атака. Существенным отличием техники Асаи является отсутствие ритма, что не дает противнику предугадать тайминг атаки, и именно поэтому у нее нет начала и конца. Теперь легко понять, почему Асаи называют «ураганом». Дыхание тесно связанно со способом движения. Грубо говоря, вы должны уметь контролировать свое дыхание во время занятий, т.е. научиться сохранять мышцы в расслабленном состоянии при замедленном дыхании. Сэнсэй Асаи тренируется в течение десяти минут, стараясь дышать как можно меньше. Для читателей, кто находит сложным следовать идеям Асаи, мы покажем некоторые из них.




Рисунок А (справа):
Коленом атакуйте акупунктурную точку, находящуюся чуть локтя.
Рисунки В–С (справа):
Коленом атакуйте акупунктурные точки, находящиеся внутри или снаружи от колена противника.
Техника Асаи основывается на его знаниях и гибкости суставов. Это невозможно проиллюстрировать на страницах журнала. На этот раз мы попросили его показать необычное каратэ.
Рисунки А–D (слева):
Атакующий (Скотт Лэнгли) наносит удар дзёдан цуки; одновременно защищающийся (Тэтсухико Асаи) протягивает удар на себя, правой пяткой быстро вытягивает левую ногу нападающего. Затем Асаи своим коленом атакует акупунктурную точку противника, находящуюся на внутренней стороне колена последнего, и толкает его в слабое направление.
Свою силу Асаи черпает не из одного источника: гибкое тело и разработанные суставы позволяют ему раскрыть потенциал спины, ног, таза, использовать щелчок (снэп) локтей и плеч. Все эти источники энергии находятся в его распоряжении; он использует их естественно, в зависимости от ситуации, без лишних потерь.






Рисунки Е–Н (справа):
Хлестким движением Асаи отражает атаку противника гьяку цуки. Это защитное действие переходит в атакующее (удар наносится по шее сбоку), и затем он опрокидывает атакующего на пол.
Рисунки I–L (посередине):
Чтобы выполнить эту технику, необходимо сначала отклониться назад (не уходя). Необходимо достичь давления, которое должно вытолкнуть вас вперед. Затем вы должны «войти» в защиту противника и, захватив его плечо и локоть, толкнуть в слабое направление. Вы должны правильно распознать акупунктурную точку противника.
Рисунки M–P (слева):
Схватив за руку противника, выполняющего дзёдан гьяку цуки, повернитесь, дергайте и бросайте. В данном случае необходимо использовать скорость противника. Ваше тело должно быть расслабленным, суставы раскрепощенными, и тогда небольшим движением вы сможете дестабилизировать положение центра тяжести и оторвать противника от земли.




Рисунки Q–T (справа):
Используйте правую ногу для защиты от удара ногой. Не ставя ногу на пол, ударьте противника в область паха. Это довольно простая и эффективная техника.
Рисунки U–X (слева):
В то время как противник атакует чудан ои цуки, своевременно войдите в его защиту. Захватив его правую руку, при помощи предплечья толкните противника в горло и повалите на пол. Если вы незнакомы с акупунктурой, вам придется приложить много усилий для выполнения этой техники.


Авторские права: журнал "Додзё"





 







Интервью Асаи Сэнсэй

Андре Бертел (JKS Новая Зеландия, 5 Дан), Декабрь 2004

           Андре Бертел: – Сэнсэй, для официальной записи, как вы относитесь к ката спортивного каратэ, подобно тем, что выполняются спортсменами WKF? Например, при использовании дзёдан-йоко-кекоми вместо традиционного йоко-кеагэ и т.д.?

          Тэтсухико Асаи: Многие больше не практикуют ката для боевых искусств, то есть для эффективного изучения техники. Люди, которые формируют спортивное каратэ, исполняют ката как танец или гимнастику, с акцентами, которые выглядят внушительно, но идут в противоположность эффективности. Часто они заменяют или изменяют движения в ката, чтобы сделать их более эстетическими, как в вашем примере с йоко-кекоми. Иногда они выполняют движения так быстро, что не успевают закончить действия полностью и теряют эффект реального целевого воздействия. Также они имеют тенденцию к неправильному использованию кимэ. Все эти вещи непроизводительны, и при обучении, укрепляют неправильные навыки, когда вы действительно нуждаетесь в вашем каратэ. К сожалению, этот тип исполнения ката позволяет выигрывать на некоторых спортивных турнирах каратэ, но это только потому, что судьи не знают лучшего. Они только понимают каратэ Голливуда. Я смотрю на ваши ката, и многих других представителей JKS во всем мире, и я вижу боевое искусство ката. Это – реальное каратэ.

           – Большое спасибо, Сэнсэй, ваш комплимент – большая честь для меня. Как Вы думаете, каковы наши реальные преимущества по сравнению с теми, кто выполняют эти «джазовые» ката?

           Как я и говорил ранее, вы – представитель боевого каратэ. Но к сожалению, на спортивной арене каратэ установившаяся практика создания внешнего впечатления будет побеждать, так как судьи часто не понимают каратэ, как боевое искусство. Как и любое другое боевое искусство, по внешним впечатлениям каратэ никогда не сможет конкурировать, например, с олимпийской гимнастикой. Чрезмерное повышение эффекта зрелищности в каратэ понижает значение аспекта боевых искусств. Я уже говорил, что спортивное каратэ – это нереальное каратэ. И сейчас мы можем наблюдать постоянно растущую пропасть между спортивным каратэ и традиционным бусидо.

           – Значит, вы считаете, что большая часть мира каратэ ушла от эффективных тренировок боевых искусств?

           Абсолютно. Посмотрите на большинство тренировок по Шотокан, Годзю-Рю, Шито-Рю, Вадо-Рю, Киокушинкай и т.д. Главная цель соответствующих организаций – победа на соревнованиях, в противоположность практике боевых искусств. Слишком много времени тратится на изучение технических действий, которые стали стандартными на турнирах, таких как сэйкен-гяку-тсуки, мае-гери-кеагэ с джосокутэй, гедан-барай и т.д. Именно поэтому большинство хороших спортсменов не могут участвовать в реальном бою. Их каратэ низкого уровня и очень ограничено тем, что по их мнению, является «стандартным».

           – Вопрос по этой теме. Вы можете объяснить ваше широкое применение накадака-иппон в вашем камай и повсюду в вашем каратэ?

          Это – моя привычка (смеется). Мы обсуждали это однажды ночью в вашем доме. Вы думаете, что люди действительно хотят это знать?

           – Да Сэнсэй, я хотел бы это обнародовать. Это возможно?

           Хорошо, продвинутое каратэ – не сэйкен, хотя обязательно отрабатывать сэйкен всю жизнь в каратэ. Это подобно обучению Хейан, Тэкки и Джунро ката или выполнению гохон- и кихон-иппон-кумитэ. Все знают, что у нас есть много карада-но-буки (оружие тела), которые делают каратэ очень уникальным. Фактически, каратэ непревзойденно в их количестве. Печально, но ими более чем часто пренебрегают. Более острое оружие каратэ, наподобие накадака-иппон-кен и тсумасаки, – это сущность физической техники каратэ. Такие действия вполне применимы в боевом искусстве каратэ. Это единственный путь каратэ, который я защищаю. Для меня каратэ заключается в использовании более смертельных видов оружия тела с точным применением к жизненноважным точкам человеческой анатомии.
Например, шихон-нукитэ, направленный в глаз противника, или хиракен в горло. Это чистое каратэ, не боксирующее с сэйкен. Я не высокий человек, и больше не молод, но если я выполняю удар с моим накадака-иппон-кен, это заканчивает поединок. Если сосредоточенно изучать и применять подобное оружие, каратэ становится смертельным. Это – реальное каратэ. Возвращаясь к первоначальному вопросу, накадака-иппон-кен – стандартная форма моего кулака, потому что это очень эффективно. Для меня каратэ не игра, но это не значит, что вы должны использовать это в действительности. Как вы тренируетесь, так вы и будете делать под давлением обстоятельств в серьезном соперничестве. Если вы хотите получить технику боевого искусства каратэ, вы должны тратить свое время на изучение острых инструментов, не только тупых и прямолинейных.

           – Сэнсэй, каждый год вы представляете ката. Вы ввели много форм со времени моего последнего интервью с вами. Какие дополнительные ката вы преподаете сейчас?

           Фактически, я не могу помнить все, что я сказал в прошлом году, поэтому я перечислю вам все ката, которые я преподаю в настоящее время и хочу сохранить. Большинство из них вы знаете. Я преподаю кихон-ката, включая Джо-но-ката, Гяку-тсуки-но-ката, Кихокен-иссэй, Кихокен-нисэй и Кихокен-сансэй, Шинкен, Джунро-шодан, Джунро-нидан, Джунро-сандан, Джунро-йондан, Джунро-годан, Джоко-иссэй, Джоко-нисэй, Джоко-сансэй, Джоко-йонсэй, Джоко-госэй, Кякусен-шодан, Кякусен-нидан, Кякусен-йондан, Кякусен-годан, Кякусен-рокудан, Кякусен-нанадан и Рантай. Ката для выполнения на инвалидных колясках включают Шорин-дай, Шорин-шо, Нирин-дай, Нирин-шо, Санрин-дай, Санрин-шо, Йонрин-дай, Йонрин-шо, Горин-дай и Горин-шо. Пока я ввел только половину форм ката для выполнения на инвалидных колясках. Продвинутые ката включают Мейкио-нидан, Мейкио-сандан, Хачимон, Сенка, Ракуйо, Сеншо, Шотей-дай, Шотей-шо, Какуйоку-шодан, Какуйоку-нидан, Какуйоку-сандан, Сейрю, Рошу, Кашу, Суйшу, Хушу, Лэйко. Есть также много других, я думаю, всего приблизительно 150. Я никогда не считал ката, поскольку количество является незначительным. Ваши ката - Каминари-араши, Шотей-дай и три Какуйоку, очень хороши, вы сделали их своими собственными благодаря твердому обучению и исследованию. Прежде только Унсу и стандартные 27 ката шотокан (смеется).

           – Сэнсэй, вы упоминаете 27-е стандартное ката Шотокан. 27-е ката – Хякухачихо или Тайкиоку-шодан?

           27-е ката Шотокан-рю – Хякухаппо, которое в различных группах Шотокан известно также как Хякухачихо, или Суперинпэй в окинавском каратэ-до. Три Тайкиоку-ката были созданы сыном господина Фунакоши, Фунакоши Гиго и не являются необходимыми для обучения. Возможно, они были полезны в общественном введении основ ката. Я не уверен, но они не нужны и только служат для обучения основам физкультуры. Выполнение ката ради выполнения ката – это впустую потраченное время. Каждая форма ката должна помогать улучшать определенные боевые навыки. Хейан-ката достаточно без Тайкиоку-ката. Другие базовые ката, которые у нас есть, все имеют специальные пункты, развивая различные аспекты вашего арсенала боевых искусств. Тайкиоку – просто упрощенные версии Хейан, поэтому они перекрываются Хейан-ката и не являются необходимыми.

           – Сэнсэй, что является самым важным аспектом, который Вы подчеркиваете в тренировках кумитэ?

           Обучение кумитэ не должно включать дружбу. Нет никакой дружбы в борьбе с кем-то, поэтому если вы хотите изучать каратэ как настоящее будзюцу (боевое искусство), вы должны тренироваться с серьезным духом, прямо с начала вашего обучения. Например, выполняя якусоку-кумитэ, нападающий должен стремиться поражать защитника. Он должен атаковать с правильной дистанции, не слишком далеко, и не слишком близко. Это наиболее важный отправной пункт в обучении кумитэ. Если люди не будут следовать этим требованиям, то они будут впустую тратить время. Очевидно, что нужно использовать здравый смысл при тренировке с кем-то, кто намного менее опытен, или физически более слаб. Но на высоком уровне нет никакого оправдания, если вы не можете найти подход к более сильному противнику. Когда вы защищаетесь и контратакуете, вы не должны бояться, вы должны развивать дух «безопасности». Входите в действие без предвзятой мысли, это было моим путем, когда я участвовал в соревнованиях. Я не думал, я только реагировал. Это существенно, и в этом нуждаются все занимающиеся каратэ. Это то, почему я всегда учу, что побег более опасен, идете внутрь. Все отрабатывается шаг за шагом, но у инструкторов есть ответственность и необходимость быть сильными как физически, так и мысленно. К счастью, большинство сильны, но некоторые используют возраст или высокий пост, как оправдание, а это неприемлемо. Специалист высочайшего уровня, независимо от возраста, должен показывать превосходную технику и преодолевать силу, рост и молодость. Это – каратэ, и это цель всех технических навыков. Инструкторы должны самосовершенствоваться каждый день!

            – Сэнсэй, вы можете подробнее объяснить происхождение вашего мучикен (кулак-кнут)?

           Мучикен возник из моих исследований различного оружия боевых искусств. Среди них китайские семь соединенных кнутов, трехсекционная палка, нунчаку и другие. В основном я обнаружил, что даже при том, что я становлюсь старше, я мог бы увеличить мою скорость и силу, если бы использовал бросающие действия в моей технике. Это было кое-что из того, что я уже делал много лет раньше, но позднее я начал вводить новшества и более эффективные учебные методы. Это позволило мне продолжать улучшение скорости и силы, в то время как другие, более младшие инструкторы в JKA, начали значительно снижать темп. Накаяма Сэнсэй был очень рад моим новшествам и был единственным, кто действительно понимал то, что я делал. Я думаю, что все остальные, как и вы, думали, что я был сумасшедшим (смеется). Изучая мучикен вы можете свободно и с большей эффективностью применять все виды оружия вашего тела. Многие пренебрегают таким оружием, как сейрюто, какуто, кумадэ, кейто, вашидэ и т.д. Эти виды оружия тела, а также многие другие, как раз являются полным стандартным каратэ и должны развиваться.

           – Когда вы обсуждаете вашу технику, вы всегда акцентируетесь на расслабленности. Вы можете, для читателей, подробнее остановиться на этом вопросе?

            Естественное и расслабленное каратэ – это ключ к долгой жизни в каратэ. Я всегда говорю всем «быть естественными-естественными-естественными», но большинство людей не слушает! Или они слушают, но не меняют свой путь. Затем я возвращаюсь к этому на другом семинаре через год или два, и снова говорю, «быть естественными-естественными-естественными». Если люди естественны, то они могут расслабиться, а затем легко управлять своей силой. Это приводит к более эффективному каратэ. Я рекомендую стремиться к расслабленности каждый день вашей жизни, но не только в ногах и бедрах, но и в лодыжках, кистях рук, плечах и шее. Везде! Также отрабатывайте упражнения и ката с акцентом на расслабление. Например, если ваша техника ног нехороша, и вы хотите развить скорость и хлесткость, изучайте Рантай или Кякусен. Если Вы хотите развить плечи и скорость работы локтя, изучайте Шинкен и Сэйрю. Для полной расслабленности и кокю (дыхание) ежедневно тренируйте все три части Кихокен. Как только Вы почувствуете, что Вы достигаете максимума, и хотите стать еще более мягкими, задерживайте ваше дыхание при отработке упражнений на расслабление. Когда ваше дыхание задерживается, ваши мышцы естественно станут более напряженными. Поэтому, если вы сможете тренироваться и стремиться к расслабленности на задержанном дыхании, то когда вы будете дышать обычным способы, вы увеличите ваше расслабление. Это – главный метод, который я лично использовал в течение многих лет, и это чрезвычайно эффективно для того, чтобы стать расслабленным.

           – Сэнсэй, в противоположность вашему расслабленному телу, в сочетании с силой оружие вашего тела подобно стали. Это кажется противоречивым для большинства людей, которые не знают ваш путь каратэ.

           Макивара – это практика создания основы в каратэ. Представьте себе заостренную сталь, приложенную к веревке. Это – мое каратэ. Тело мягкое, оружие твердое. (В это время Асаи Сэнсэй бьет по своей голени и оно напоминает дерево. Затем он выпоняет удар шихон-нукитэ в стол с силой, которая наверняка повредила бы мои пальцы). Вы знаете, что я тренируюсь на макивара каждое утро. Когда я нахожусь здесь, в Новой Зеландии, или в других странах, я приношу с собой мой карманный вариант макивара. Очень удобный!

           Примечание автора:
После этого интервью, во время обеда, Асаи Шихан рассказал мне о своем стандартном ежедневном нормативе работы с макивара. 300 гяку-тсуки, 100 уракен-йокомаваши-учи, 100 шуто-сотомаваши-учи, 100 шуто-учимаваши-учи, 100 тэйшо-йокомаваши-учи, 100 хайто-сотомаваши-учи и 100 ганкен-учи. Он также сказал, что часто, но не каждый день, использует очень тяжелую сумку песка для следующих упражнений: укрепление локтей (хиджи), предплечий (найван, хайван и гайван), голеней (сунэ), коленей (хиза), плечей (он трактует как «катакен») и тренировка различного оружия ног. Асаи Шихан дал мне разрешение добавить это в данное интервью. Таким образом люди могут следовать его примеру в составлении собственного ежедневного учебного норматива. Стоит также отметить, что Асаи Шихан не растягивает время, когда тренируется на макивара, его удары быстрые и непрерывные.

           – Сэнсэй, каково ваше мнение относительно кюшо-дзютсу (методы точечной техники)? Я знаю, что вы их используете, но какое место это занимает в основном каратэ Шотокан?

           У меня есть много старых документов и я очень серьезно изучаю кюшо-дзютсу. Это каратэ высокого класса. Однако, намного более важно развить различные виды техники, которые могут окончательно поразить вашего противника, независимо от удара в жизненноважную точку или нет. В этом вопросе кюшо-дзюцу вторично, и просто дополняет технику. Если Вы не попадаете в точку, ваш удар все равно должен быть разрушительным, если Вы поражаете точку, это еще лучше. Кюшо-дзюцу очень зависит от человеческих биоритмов. В зависимости от времени, некоторые опасные удары, даже выполненные слегка, могут быть фатальными или просто привести к бессознательному состоянию. Иногда люди загадочно умирают от нанесения удара в жизненноважную точку в неправильное время. Важно помнить, что слишком много сосредотачиваться на кюшо бессмысленно, если вы не развили силу, скорость и непосредственно кихон.

           – Вы можете объяснить кихо-юрагисо для читателей и тех, кто не посещал семинары продвинутого уровня?

           Кихо-юрагисо (метод дыхания и вибрации тела) напоминает морскую водоросль, плавающую в океане. Цель использования этого метода состоит в том, чтобы расслабить тело в комбинации с дыханием верхней, средней и более низкой частями легких. Я часто занимаюсь этим в моем офисе. Это очень хороший метод для развития гибкости вашего тела, которая, как я сказал ранее, также связана с дыханием. Я не думаю, что это настолько интересно для занимающихся каратэ младшего уровня, однако это может принести пользу их методам отработки хлесткой техники. Практика кихо-юрагисо, в комбинации со всеми тремя частями Кихокен-ката, составляет полный тренировочный курс кокю (дыхания) для занимающихся каратэ. Пока большинство людей знает только о Кихокен-иссэй, однако, я надеюсь, больше будут просить обучить Кихокен-нисэй и Кихокен-сансэй. Молодые люди могут выполнять их с хлестким и низким тачиката. Старшие люди могут выполнить их больше как Тайкиоку-кен и в более высокой позиции. Фактически, кихокен имеет очень эффективное применение в поединке и обучает правильному состоянию мускулов в стрессовых ситуациях, для оптимальной скорости и силы. Точно объяснить кихо-юрагисо здесь довольно трудно, но я действительно рад, что вы серьезно занимаетесь всем, что я преподаю вам.

           – Большое спасибо, сэнсэй, за это фантастическое интервью. Я с нетерпением жду поездки в Японию для тренировки в 2005 году.

           Прекрасно, Андре. Надеюсь, что вы посетите другие технические семинары, и если возможно, примете участие во Всеяпонском Чемпионате JKS, так как я уверен, что вы можете достойно выступить. Я с нетерпением буду ждать возвращения в Новую Зеландию в следующем году! Продолжайте серьезно тренироваться, вы – превосходный технический пример для всех членов JKS в Новой Зеландии. Вы фокусируетесь на выполнении каратэ вместо разговоров о каратэ, и это меня очень радует.
 
 
 
 
 
 
 



пос. Ждановский
Показательные выступления 15 октября 2011 года










г.Кстово
22 сентября 2011 года состоится контрольный сбор по адресу: городской стадион "Нефтехимик", спортзал. 
Расписание занятий на 2011-2012 год: вторник, четверг, суббота - с 15:00 до 17:00. 
Ждем всех желающих! 


пос. Ждановский
Продолжается набор в группы Каратэ-до Сётокан. 
Расписание занятий на 2011-2012 год: вторник, четверг, суббота - с 18:00 до 20:00. 
Ждем всех желающих!




Шувалов Дмитрий Евгеньевич - старший инструктор каратэ-до Сётокан НРОО "АБИ", 1-й дан Каратэ-до Сётокан. Контактный телефон: 8-908-157-44-65.




Адреса наших залов:

Адреса наших залов:
Нижегородская обл., г.Кстово, бульвар Мира, д.2а, СК "Кристалл"
Нижегородская обл., г.Кстово, ул.Зеленая, ОАО "МОАС", корпус №1, зал борьбы, 3-й этаж
Нижегородская обл., г.Кстово, городской стадион "Нефтехимик", спортзал
Нижегородская обл., г.Кстово, ул. Чванова, д.32А, СК "Виктория"
Нижегородская обл., Кстовский р-он, пос. Ждановский, ул. Школьная, д.24, "Центр Развития Личности"


Контактные телефоны:

Дзюдо: 8-908-738-78-85 Виктор Сергеевич
Каратэ-до Сётокан: 8-908-157-44-65 Дмитрий Евгеньевич
Айкидо Айкикай: 8-920-054-44-89 Тимофей Геннадьевич